Вообще, очень интересно иметь несколько учеников одного возраста. Пару интересных наблюдений можно сделать.
Если в началке разрыв между «легко даётся, но лень» и «тяжело даётся, но не лень» огромный в пользу первых, то к концу шестого класса вторые догнали и начали обгонять первых.
У двух моих семиклассниц вообще разрыв в знаниях огромный, но там немного другая ситуация: способности одинаковые, но разный подход к учебе при разном старте, так как с одной я с третьего класса, а с другой с пятого. Второй можно и ОГЭ сдавать, и к ЕГЭ мы без проблем подготовимся. С первой - гм, остаётся радоваться, что мимо обязательных экзаменов она пролетает. С ней я как дятел - долблю-долблю, а результат не стоит затраченных усилий вообще. Зато четверка в школе и все рады.
И таки продолжаю считать, что легкая началка для способных детей при отсутствии серьезных занятий вне школы - наизлейшее зло. Невозможно таких детей потом на рельсы ставить, когда первые сложности начинаются.
Зато при желании нагнать программу началки по языку достаточно легко и в пятом классе, и позже. Было бы желание самого ребёнка.
Получается, что язык учится попой, а не головой. Больше посидишь - больше выучишь. Это если не брать совсем крайние варианты, когда ребёнок гений или болен.